Posted 25 сентября 2017,, 03:51

Published 25 сентября 2017,, 03:51

Modified 1 сентября 2022,, 02:55

Updated 1 сентября 2022,, 02:55

«Халявщики» наложили руку на «дальневосточный гектар» в Приморье

25 сентября 2017, 03:51
Опыт Ханкайского района станет показательным для будущих землепользователей

Предоставление бесплатных земельных участков в рамках федерального закона о «дальневосточном гектаре» стартовало в Приморском крае не так давно. РИА «Восток-Медиа» сообщало, что с 1 июня 2016 года безвозмездно получить заветный участок могли жители Якутии, Амурской, Магаданской, Сахалинской областей, а также Камчатского, Хабаровского, и, конечно, Приморского краёв. Впрочем, именно Ханкайскому району последнего перечисленного субъекта страны была уготована роль «пилотного» в этом вопросе. Причём сразу через Интернет.

Корреспондент РИА «Восток-Медиа» отправился в Камень-Рыболов, административный центр Ханкайского района, чтобы узнать, как и с какой целью заявляют свои права на «дальневосточный гектар» будущие собственники, почему поезд инвесторов уже ушёл и откуда берёт название будущий «гектарный микрорайон «Лотос». А также побеседовал с местными жителями и сотрудниками МФЦ, чтобы убедиться в доступности государственных услуг и внедрении информационных новшеств даже в самые отдалённые уголки страны.

Глава Ханкайского муниципального района Владимир Мищенко рассказал корреспонденту РИА «Восток-Медиа» о ситуации изнутри. Вкратце: чиновник не видит в гектарном законодательстве положительной динамики. За время действия программы он выявил ряд основных проблем 119-го федерального закона. А также ряд предпосылок к будущим трудностям, которые ожидают как владельцев дарёной земли, так и власть.

Кто не успел – тот опоздал

Спустя 4 месяца с момента старта «ДВ-гектара» в Ханкайском районе уже наметилась весьма негативная тенденция: многие участки «застолбили» слишком рано и слишком быстро, а что с ними делать, по-видимому, так и не решили. По итогам огромное количество участков (не меньше половины от всех выданных) простаивает без каких-либо попыток наладить инфраструктуру, открыть своё дело или создать сеть взаимосвязанных автономных бизнес-систем на базе свободного рынка. Как отметил Владимир Мищенко, «реальные инвесторы, которые действительно могут и хотят вложиться в эти места – к сожалению, уже опоздали».

«Кроме всего прочего – поверьте, не каждый участок, выданный по закону о «дальневосточном гектаре», будет выведен в натуру. Ведь люди считают, что раз бесплатно, значит и не надо вкладываться. А для того, чтобы получить на руки все необходимые документы и стать собственником без «косяков», нужно ещё провести кадастровые работы, межевание и прочие малоприятные для кошелька процедуры. Кто это будет делать? Прямо в законе не прописано. Вот потому и возникают «по ходу пьесы» десятки нареканий, пробелов и спорных тезисов в самой формулировке злополучного 119-го ФЗ», - пояснил глава района.

Таким образом, это создаёт дополнительные поводы «буксовать» - особенно для малого бизнеса, который, по идее, и является целевой аудиторией дальневосточного гектара. К слову, в этой сфере Ханкайский район знаменит своими базами отдыха, а также частными пасеками.

Несмотря на то, что осенью прибрежная полоса Ханки выглядит безлюдной, именно здесь на кадастровой карте тайно разворачивается битва за гектар.

Однако, по словам Владимира Владимировича, «пчеловоды-гектарщики» пока не слишком себя проявили. И этому есть объяснение: доля местных, ханкайских заявителей на дальневосточный гектар составляет лишь 15 % от числа уже одобренных заявок. 15 других процентов – москвичи, 70 % же - это всевозможные землепользователи со всего Приморья, многие из которых, как уже говорилось выше, «застолбили» гектары в режиме ожидания. И, как оказалось, не просто так.

Налоговая «лодка» даёт крен

Глава Ханкайского района отметил, что ввиду многочисленных недоработок «гектарного» законодательства, в подведомственной ему части Приморья стала «проседать» налоговая ситуация. В целом, по словам Владимира Мищенко, это связано с тем, что участки, ранее сдаваемые в аренду, теперь «просто берут даром, и частенько даже не используют». Ввиду курортной популярности Ханки нетрудно догадаться, какой именно сектор бизнеса выиграл и качнул налоговую лодку в районе в свою пользу.

«В настоящее время заявители выбрали почти все участки вдоль берега озера. В общей сложности в Ханкайском районе заключено больше 400 договоров под гектар. А количество заявок, находящихся в активном рассмотрении, уже перевалило за 2000, и продолжает расти», - добавил глава района, подкрепляя свои слова демонстрацией карты прибрежной полосы биосферного резервата ЮНЕСКО.

Говоря о возможной пользе 119-ФЗ о «дальневосточном гектаре», политики и чиновники нередко нарекают дарёные участки стимулами для налоговых вливаний в бюджеты различных уровней. Впрочем, ничто не мешает опытным в работе с документами и законом заявителям сделать так, чтобы именно их заявка оказалась первой в очереди.

«Для чего? Во-первых – просто потому, что бесплатно. Берут и не думают, как будут распоряжаться. Лично знаком с такими примерами, и уж поверьте – их не так мало от общей доли гектарщиков. Но у этой ситуации есть двойное дно – через три-пять лет безвозмездного пользования участок можно оформить в собственность, и «не париться», - ответил на вытекающий из вышесказанного вопрос Владимир Мищенко.

Речь идёт о том, что счастливые обладатели 100 соток вроде бы обязаны осваивать свой гектар - согласно букве закона №119. Это может быть индивидуальное жилищное строительство, сельское хозяйство или предпринимательская деятельность. Сюда же относятся некоторые частности. Так, в первом и втором случаях - у «гектарщика» должен иметься объект незавершённого строительства готовностью не меньше 50 %, в последнем – информация о доходах и расходах.

«Вроде бы «ленивые» заявители на гектар, которые ничего не осваивают, должны декларировать факт этого самого освоения – спустя три года. Однако механизмов для проверки целевого использования участков у нас пока нет. Многие могут просто оттягивать момент выведения в натуру или «мутить воду» через кадастровый учёт. Да мало ли способов в России потянуть время, особенно при наличии желания получить дармовой гектар без каких-либо усилий себе в личную собственность, не ударив палец о палец», - добавил глава Ханкайского района в разговоре с журналистом агентства.

Беспрецедентный «Лотос»

Перечисляя все проблемы - в контексте применения закона о «дальневосточном гектаре», глава Ханкайского района Владимир Мищенко всё же оставил выдал и обнадёживающую информацию. Так, в числе «возможных» осложнений чиновник упомянул проблему, проистекающую из самой сути понятий «землепользование» и «собственность».

«Приведу простой и понятный пример: возьмём три участка – вдоль береговой линии Ханки – расположенных на одной линии. Все трое владельцев чужие друг другу люди, не обязанные заботиться о благополучии соседа, а лишь мирно сосуществующие на данной территории. Ни в законе, ни в общей практике не описано, как им решить банальный до одури вопрос: как проехать к участку № 3, минуя номера 1 и 2? Ведь по закону, 1-й не обязан разрешать пользоваться своей землёй для проезда ко второму и третьему», - ввёл в курс дела глава района.

По словам Владимира Мищенко, участки банально «лепят» друг к другу, не задумываясь о последствиях, подстерегающих в вероятном (и не столь далёком) будущем.

«Я решил на себе испытать вероятный вариант решения этого вопроса. Я сам являюсь претендентом на дальневосточный гектар, и мы с командой «гектарщиков-единомышленников» решили объединиться в единый микрорайон. По закону нам даются немалые преференции, в том числе в вопросе подведения коммуникаций, света, тепла и воды. А заодно на «своей шкуре» опробуем вероятные способы разрешения споров по поводу территориального разделения, выделения места под дороги и проезд», - рассказал о своих далеко идущих планах Владимир Владимирович.

К слову, ранее «Восток-Медиа» уже писало о преимуществах подачи общей заявки на строительство домов по программе дальневосточного гектара. Что касается «авантюры» главы района, Владимира Мищенко – со времени старта «ДВ-гектара» такого прецедента в Приморском крае ещё не было.

«Мы станем первыми испытателями законодательства изнутри. Мы уже даже придумали название для нашего будущего микрорайона – назовём его «Лотос». От имени когда-то существовавшего в той области детского лагеря», - добавил собеседник корреспондента «Восток-Медиа».

А как же информатизация?

Выше уже было сказано, что заявку на оформление «дальневосточного гектара» можно подать дистанционно – при наличии компьютера, планшета или любого другого «окна» в Сеть. Однако, стоит помнить, что даже те, кто освоил сайт НаДальнийВосток.рф, могут столкнуться с отказом из-за некорректно заполненной заявки. Именно во избежание таких случаев на помощь могут прийти сотрудники многофункциональных центров (МФЦ). Один из таких работает и в селе Камень-Рыболов, успешно обслуживая нужды пусть и немногочисленного, но весьма требовательного населения административного центра Ханкайского района.

«По гектару к нам стабильно приходят подать и оформить заявку по 2 - 3 человека в день. Из расчёта на 10 тысяч населения – это очень много. Кроме того, бешеной популярностью наш МФЦ пользуется у местных пенсионеров и льготников – это самая большая когорта наших клиентов. Даже из соцзащиты частенько к нам перенаправляют. Сказать, что работы у нас много – ничего не сказать. Самая популярная услуга – как нетрудно догадаться – кадастровый учёт. За месяц нас посещает от 1000 до 1100 человек», - рассказала корреспонденту «Восток-Медиа» сотрудница местного МФЦ «Мои документы» Елена.

Случайные посетители и клиенты МФЦ также подтвердили в беседе с журналистом агентства пользу от открывшегося офиса – посредника государственных услуг. По словам сельчан, это стало хорошим подспорьем «вечно закрытым и переполненным очередями окошкам чиновников».

Ханкайский район в лице администрации и местных жителей всё же сумел добиться некоторых результатов – в большей степени – в контексте информатизации; в меньшей – в статусе «пилотного-гектарного». Несмотря на возникающие в процессе реализации новых инициатив проблемы, административный аппарат и бизнес-сообщество района так или иначе заинтересованы в совместной работе над внедрением новых механизмов взаимодействия и создании новой, рабочей схемы функционирования госуслуг.

"