Posted 27 апреля, 23:22

Published 27 апреля, 23:22

Modified 27 апреля, 23:24

Updated 27 апреля, 23:24

Выставка к 100-летию художника Юлия Рачёва открылась во Владивостоке

Человек и эпоха: маленькая большая выставка открылась во Владивостоке

27 апреля 2024, 23:22
Фото: vostokmedia.com

Выставка к 100-летию художника Юлия Рачёва открылась во Владивостоке

Как в одной жизни может отразиться целая эпоха? Хотите узнать — загляните на выставку, посвящённую 100-летнему юбилею мэтра дальневосточной живописи Юлия Семёновича Рачёва, что открылась в Музее города на Петра Великого, 6.

Это камерная выставка, такая маленькая и большая одновременно, рассказывает и о человеке, и о той эпохе, в которой он жил и творил.

— Юлия Семёновича Рачёва благословил на занятия живописью Николай Штуккенберг, первый художник Владивостока, — рассказывает куратор выставки Ольга Зотова. — Именно он посоветовал юному Юлику рисовать с натуры. На выставке представлена одна из работ юного Юлика Рачёва.

Во время Великой Отечественной войны Юлий Семёнович служил в политуправлении Тихоокеанского флота, был художником агитпоезда. Он рисовал портреты героев войны, например, Зои Космодемьянской, плакаты…

— Вот так в жизни одного человека, талантливого художника, отражалась история страны, — говорит Ольга Зотова. — Замечу, что художников, проходивших службу в политуправлении, после 9 мая 1945 года не демобилизовали, а наоборот — вместе с агитпоездом Юлий Рачёв был отправлен в Порт-Артур, в Китай, где продолжил создавать такую важную наглядную агитацию.

После демобилизации Юлий Семёнович выбрал стезю живописца и в его творчестве также отражалась эпоха — время послевоенного строительства, время, когда СССР вставал на ноги, избавляясь от последствий войны.

— В работах Юлия Рачёва мы видим, как менялось время, — говорит Ольга Зотова. — Вот представлены два этюда из серии о судоремонте, которую создал Юлий Семёнович и с которой он участвовал в первой всесоюзной выставке маринистов в 1951 году в Москве. Это было время, когда дальневосточники только-только начинали участвовать в республиканских, всероссийских и всесоюзных выставках, заявляли о себе и о дальневосточной живописи как о новой странице в истории советского искусства.

Также на выставке представлен триптих, воспевающий красоту Приморья, его заповедных уголков. Юлий Рачёв создал немало работ на эту тему, тему первопроходцев, Арсеньева.

— А еще он одним из первых стал писать Владивосток не только пафосно — с сопок, когда открываются величественные виды, а как бы глядя на город изнутри, на его улочки, простую жизнь, — говорит Ольга Зотова. — Вот картина «Мартовский снег» — на ней Пушкинский сквер, чудесный пейзаж, такой родной, словно слышна внутренняя музыка города.

Представлен на выставке и такой важный в жизни Юлия Рачёва период, как работа в музее имени Арсеньева. Долгие годы он оформлял не просто экспозиции — писал задники к постоянным выставкам, например, в зале, рассказывающем о флоре и фауне Приморья.

— И есть здесь работа, которая как бы выбивается из общей картины — и стиль другой, сразу видно, и манера, — говорит Ольга Зотова. — Но это картина Юлия Юльевича Рачёва, сына художника, который тоже стал известным живописцем. На полотне — семья Рачёвых в конце 50-х — начале 60-х годов прошлого века. Юлий Семёнович, его супруга и двойняшки Юлик и Валентина, сын и дочь. Вот они спустились с Пушкинской на Ленинскую, такой узнаваемый кусочек города, история семьи и Владивостока…

Кстати, дети художника Юлий и Валентина приготовили к выставке большую дополнительную программу — творческие встречи, вечера воспоминаний.

"